Иоланта – Спор Рене и Бертрана

Бертран не верит привезенному лекарю, отчасти из-за
политических убеждений, Рене отстаивает свой взгляд

Иоланта – Часть седьмая

Долго ль, нет ли в страхе ждали,
Сами скажут нам едва ли.
Год как миг, когда везёт,
А в тревоге миг – как год.

Тормозили время стрессы,
Но обратные процессы
Ускоряли бег минут,
Жаркий спор для них как кнут.

«Ой, не верю иноземцам,
А тем более туземцам
Африканских жарких стран! –
Первым начал речь Бертран. –

Вам полмира по карману!
Я бы дочку басурману
Не доверил ни на миг.
Христианский мир велик.

Иль средь родственных конфессий
Мастеров любых профессий,
В том числе полезных нам,
Не найти? Да стыд и срам!

Пусть он не католик справный,
Гугенот иль православный,
На худой конец, баптист
Или даже атеист!

Неужели дядька зрелый,
Неприлично загорелый,
В шароварах и чалме,
Превосходит нас в уме?» –

«Наплевать, какой он веры,
Лишь бы только принял меры,
Чтоб страдалице помочь.
Я решил доверить дочь.

Лишь заморская б наука,
Хоть с архипелага Кука,
Хоть от ближних сарацин,
Нужных дать смогла б вакцин.

Ты фанат религиозный,
Переделывать уж поздно.
Хоть и я не еретик,
У тебя, похоже, сдвиг». –

«Да какие изысканья,
И научные познанья,
Если правит там тиран:
Шах, эмир, паша, султан?!

Все учёные под прессом,
Лишь вельможи интересом
Озабочен коллектив.
Служишь верно – будешь жив.

Что тут скажешь о милейших,
Коль мудрейшим из мудрейших
Там считается паша?!
Да! Система «хороша»!

Сплошь и рядом прецеденты.
Всё равно что в президенты
Академии наук
Выбрать вас... Пардон, мой друг.

Неудачные примеры
Не испортят мне карьеры,
Я надуюсь, государь? –
Забубнил, как пономарь. –

Вы – мудрец! Я сам вас славил.
Исключение из правил...» –
«Ладно, друг, не суетись.
Не скажу, как кошке, «брысь!».

Мы с тобой пуд соли съели.
Мне ль не знать, что в самом деле
Искренна твоя душа». –
«Вы король, а не паша.

Там ни совести, ни чести,
Шаха хвалят все из лести.
Дефицит и книг и колб.
Вы же – просвещенья столп». –

«Ты построил эту схему,
Критикуя их систему.
Здесь, мол, рай, а там, мол, ад,
Может выйти и трактат.

Хоть в уме ещё прикину,
Соглашусь наполовину.
Про историю ты прав,
Сколько б ни было расправ,

Бунтов, взлётов, войн, падений,
Кто-то скажет: вождь, мол, гений,
Кто – злодей, а кто – дурак.
А на самом деле как?

Нецензурно нынче кроем
Тех, кто был вчера героем.
Глядь, а изверг, супостат,
Уж спаситель, демократ.

Завтра снова перемены,
Нынешний уйдёт со сцены –
Он предатель и урод,
Ненавидящий народ.

Послезавтрашний оценит
И «предательства» отменит.
Сможет нынешний опять
На портретах просиять.

Кто у власти, тот – историк.
Вывод верен, хоть и горек.
И такой порочный круг
Есть у нескольких наук.

Не законы правят миром,
Без которых и эмирам
Невозможно обойтись.
Диабет, как ни стремись,

Не излечится щербетом,
И халва вредна при этом,
Хоть приятен, сладок вкус;
Медь – металл; двухглав Эльбрус;

Дважды два всегда четыре;
Углерод – основа в жире;
Гелий – газ; из наших мест
Не увидишь Южный Крест

Эти истины бесспорны.
Если кто-нибудь упорно
Их не хочет замечать,
То ему и отвечать

За ошибки и страданья
Из-за недопониманья,
Глупости, упрямства, лжи.
Я не прав, Бертран? Скажи».

«Правы! Думаю, что правы,
Только не снискали славы
Их восточные умы.
Почему они не мы?

Там гашиш с его дурманом,
Медресе с одним Кораном,
Нет материальных баз,
Школ научных, как у нас...»

«Почему же не снискали?
Уж давно в Европе знали
Авиценну. Улугбек
Не последний человек». –

«И всего-то две персоны
На такие миллионы?!
Тоже мне, пупы земли,
Козырные короли!

Королей побить сумеем,
Улугбека – Галилеем,
Авиценну Парацельс
Кроет, словно шпалу рельс.

Биты козыри, не так ли?
Короли, тузы иссякли.
А у нас со всех сторон
То Коперник, то Ньютон». –

«Есть ещё там «величины».
Объективные причины,
Чтобы этого не знать,
Есть у нас. Перечислять?

Языковые барьеры,
Расстояния сверх меры.
Пол- Прованса разоришь
Трассой Самарканд – Париж

Иль путём к верховьям Нила.
А ведь будущего сила –
Это информация,
Связь, коммуникация.

Кстати, знаешь ли, приятель,
Кто у нас изобретатель
Майонеза «Провансаль»?
Нет? Я тоже нет, а жаль.

Гордость нашего Прованса,
Бог торгового баланса,
А не знаешь имя, чин.
Недостаточно причин?

Я припомню ряд запретов,
Государственных секретов,
Формы допуска к делам,
Грифы... Здесь мы как Ислам.

Плюс закрытость мусульманства,
Даже внешних стен пространства
Без окон. Большой позор,
Если окна не во двор». –

«Ладно. Пусть. Но взять могли бы
Эбн Хакиа из Магриба.
Вот конкретный дан пример,
Прислан к нам «легионер».

Раз свои врачи бессильны,
Будем в рот смотреть умильно
Шарлатану из пустынь,
Что не знает и латынь.

Разбужу, коль он хвалился,
Расскажу, что ей приснился.
Разве мог здоровья страж
Выдать этакий пассаж?!

Да какие сновиденья,
Если мозг не знает зренья?!
Как представить свет и цвет,
Если их в природе нет?!

Я профан, а догадался.
Ваш «профессор» просчитался.
Явно ранг его не тот,
За который выдаёт». –

«Мир иначе ощущает,
Что отнюдь не означает,
Что она не видит сны.
Пусть не как у нас красны,

Только запахи и звуки,
Отрицаний нет в науке,
Что такое может быть.
Не тебе его судить». –

«Я готов поспорить с вами.
Он вернётся с новостями.
Скажет: «Вылечить берусь».
Но условий я боюсь.

Или ждать придётся годы
Позитивного исхода,
Иль такой нам выдаст блок,
Что никто б принять не смог.

Это ж, ваше благородье,
Насреддиново отродье.
Всё учтёт со всех сторон.
Сдохнет шах, ишак иль он». –

«Можем мы, боюсь, повздорить.
Я готов с тобой поспорить». –
«На бутылку». – «Вместе пьём». –
«Принимаю вызов. Ждём».